nickdmitrich (nickdmitrich) wrote,
nickdmitrich
nickdmitrich

Слово Архиепископа Андрея (Маклакова) о национализме и Православии

Архиепископ Павловский и Рокландский Андрей (Маклаков)


НА ЗЕМЛЕ МЫ ВСЕ В ИЗГНАНИИ


    В последнее время как во многострадальной России, так и здесь, в русских православных общинах зарубежом, все чаще мы слышим о некоем «русском национализме» как единственной панацее для возрождения русского народа и русской державы. К сожаленью, при этом все меньше и меньше мы слышим о вероучении Христа, о православии, как оно есть, как оно установлено в церковных канонах, в решениях Семи Вселенских Соборов, в святоотеческих трудах подвижников православия, в наследии святых угодников Христа, просиявших в Земле Русской.

    Однако если бы все радеющие за возрождение русского народа обратились к вероисповеданию наших предков, то они с удивлением обнаружили бы, что как такового национализма нет и в помине в православном веропонимании, православном миросознании.

    Русский национализм, как и любой другой национализм, есть порождение государства, мирской власти, а не веры в нашего Господа. В России он был создан идеологами-государственниками в 19 веке. На тот период развития русского общества, имперский период, когда русские цари и высшие государственные чиновники стали осознавать роль Православной Церкви как идеологического помощника в укреплении государства, было заложено противоречие, в дальнейшем подорвавшее и уничтожившее Русское государство.

    Противоречие это состояло в том, что это был отказ от слов Христа: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство мое, то служители Мои подвизались бы за меня…» (Ин, 18: 36). Идеологи-государственники в тогдашней России, по сути, отреклись от Царствия Иисуса, и обратились к установлению и укреплению царства благоденствия на земле.

    Но не на том возникла и поднялась Святая Русь! Не силою войск и законами правителей, не обилием земли и пышностью двора, не богатством жизни и благолепием ритуалов. Святая Русь родилась с верой во Христа и в Православии! Не было ее до крещения Святым Владимиром - и появилась и стала возрастать и приумножаться только по крещению, по мере впитания народом Истины Господней. Это была Русь свободных людей, потому что, как еще говорил Иисус: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин, 8: 32).

    Отрекшись же от Истины, верующие снова впали в рабство греха. Да, в имперской России строилось много церквей, православные цари, начиная с Александра I, победителя Наполеона, надлежаще поддерживали монастыри, обители, церковные образовательные учреждения. Уже Государь Николай I видел и понимал пороки крепостного права, угнетения одних православных другими.

    Его сын Александр-Освободитель избавил Россию от этого греха, дав волю и гражданские свободы миллионам крестьян. Реформы, начатые при нем, сильно развились при Александре III, любимом Государе нашей старой Русской эмиграции. Насколько он был любим и почитаем, я видел более 30 лет назад, когда служил в Копенгагене, в приходе, созданном еще при Марии Феодоровне, вдовствующей императрице, которой удалось выехать из захваченной безбожниками России в 1918 году.

    Наконец, последний наш Государь и Самодержец Святомученник Николай Александрович и Его Семья были при жизни настолько богомольны и богобоязнены, что уже не отделяли, можно сказать, свою мирскую жизнь от церковно-духовной. И тем самым, как мы теперь понимаем, приуготовлялись к приятию святого мученического венца во славу Христа.

    К сожаленью, внешний расцвет и Русского государства, и Православной церкви, бурное развитие экономики, политики, гражданского правового сознания в 19 веке заключали в себе постепенный отказ от горнего в пользу мирского. Мало-помалу, в русском обществе того времени росло отторжение от очень простых для понимания, но трудных для исполнения Христовых заповедей. Главные же из них, как сам Господь произнес перед собранием иудейских законников:

    «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»; Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мтф. 22: 37-40).

    В этих заповедях не нашлось места ни так называемому «патриотизму», ни так называемому «национализму», ни прославлению державы или царства, государства или правителя. Но именно это было как-то неудобно для государственного православия тогда. И поэтому, эти две главные заповеди Господа стали как бы для внутреннего пользования в классах семинарий и академий, в кельях ученых монахов, в обителях, хранящих «преданья старины глубокой».

    Для мира же, для подданных Империи, чиновников, военных, людей разного сословия, были введены другие идеи, призывающие гордиться родиной, победами русского оружия, достижениями тех же государей, материальным богатством, личным благополучием, успехами на различного вида поприщах, от предпринимательства и торговли до искусств и подчинения себе новых земель, племен, территорий.

    К чему это привело? К тому, что любовь к Богу, первая заповедь Христова, и любовь к ближнему своему, как к самому себе, подобная первой, в обществе стали забываться. А вместе с ними подверглось небрежению и даже «критическому пересмотру» само православное вероисповедание, подлинное, строгое, наследуемое со времен Святой Руси.

    Идеология государственников, давшая в 19 веке возможность русским гордиться своей принадлежностью к великому народу, к великой державе, выхолостила саму суть православного христианства: любовь к Богу, любовь к ближнему, осознание греховности мира и собственных грехов, покаяния за грехи, возрождения в духовном, освобождения от власти телесных похотей, от власти страстей. Когда это произошло, весь народ, за небольшим остатком верных, оказался готов к принятию ложных, сатанинских идей марксистов-ленинцев.

    О том, что произошло после того, все знают хорошо. Безбожный режим коммунистов убил русскую православную нацию: сотни архиеерев, тысячи священников, монахов, сотни тысяч православных христиан подверглись безпримерным репрессиям. Безблагодатная фальшь сергианства докончила уничтожение народа. Поддельные верующие или ослабевшие в вере люди, согласившиеся на эту фальшь, отягощенные мирскими соблазнами, человеческими слабостями, низкими похотями, были обращены в подобие глины, из которой демоны коммунизма лепили свое «светлое будущее». С 1943 года эта глина получила название «Московская патриархия».

    Истинные православные, к тому времени, ушли в катакомбы, закрылись от мира, отказывались от какого-либо сотрудничества с властями. За это их продолжали уничтожать физически: доносами, арестами, допросами, пытками, расстрелами, тюремными сроками, непосильной работой в лагерях, голодом, холодом, болезнями, нищетой, смертью.

    Сотни тысяч православных претерпели за Христа. Но они по крайней мере, наследовали Царствие Небесное, сподобившись войти в сонм священномученников. К ним обращены слова Господа: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». (Мтф. 5: 10-11).

    Они не признали интернационализм большевиков, советский патриотизм, общее стремление к «победе коммунизма». Они остались верными Христу. Малый остаток из них в начале 1990-х годов вошел в нашу Российскую Православную автономную Церковь. Врата ада так и не одолели светозарной веры людей во спасение через Христа, Бога-Искупителя.


    Так называемый «русский национализм» сегодня явление в России искусственное, привнесенное идеологическим аппаратом в общественное сознание. Когда мы говорим об аппарате, то имеется в виду состав из тех же безбожников, работников райкомов и обкомов, сотрудников спецслужб, правохранительных органов, идеологов-атеистов, тайных осведомителей КГБ-ФСБ.

    Тридцать лет назад они были гонителями подлинно русских - истинно-православных христиан. В настоящее время они возвещают о неких «духовных скрепах», о «национальном самосознании» и, конечно, о «возрождении России». И продолжают преследовать нас, истинно-православных христиан.

    Это явление называется оборотничество. К сожалению, современная Россия слишком мало дала Савлов, которых осиял свет Господень и они обратились в Павлов. Скорее, это были и есть лицемерные фарисеи, выучившие книги, но не проникшиеся Духом. Как бы они ни назывались, какие бы титулы и звания ни носили, они  не признают Бога и поэтому отвергнуты Им.

    Пусть это будут высшие чиновники государства, лица из администрации президента, министры, олигархи, губернаторы, мэры городов, сотрудники правохранительных органов, так называемые «архипастыри» и «клирики» Московской патриархии. Они менее всего русские, потому что они - неправославные.

     Люди эти лицемеры, их так называемый «национализм», который они пытаются возбудить в народе - явление тем более искусственно, что оно не основанно ни на чем русском - ни на православной вере, ни на предании святых отцев, ни на церковной традиции, ни на подлинных национальных (а они же и православные) ценностях, ни на исповедничестве новомученников.

    Мы все понимаем, что после краха коммунистической идеологии народу, который привык руководствоваться псевдоучением Маркса и Ленина, вдруг оказалось нечем и незачем жить. Бога эти люди никогда не знали, на Бога никогда не надеялись, у Него не просили ни защиты, ни ответа на все вопросы. Не говоря уже о спасении души своей.

    Но смысл Православия - в спасении души, в воссоединении с Господом, в обретении покоя в Его горних селениях. Спасение души невозможно без покаяния. Покаяние может прийти лишь при осознании греховности тех или иных поступков, через подлинное, не лицемерное раскаяние в преступлениях перед Богом и людьми.

    Для пост-советских людей, не пришедших в истинно-православную среду, в Церковь Христову, не напитавшихся Святым Духом, само понятие греха отсутствует. Они будут лгать и удивляться, почему их называют лжецами. Они будут грабить и находить объяснения, почему грабить - это совсем даже не грабить. Они будут убивать и считать, что убийство во имя «родины» - священно! Но в Писании сказано: «Не убий!» И не сказано: но если это нужно родине (партии, организации, семье), то - можно.

    К сожаленью, понятие греха совершенно вытравлено из сердец потомков тех, кто когда-то свершал большевицкую революцию, побеждал в гражданской войне, строил «новый мир», проводил коллективизацию и уничтожал многомиллионный класс русских крестьян, проводил индустриализацию на костях миллионов лагерников, крушил церкви, жег священные книги, рубил святые иконы, взрывал соборы.

    Беда и безысходность сотен миллионов советских людей - в их отторженности от Бога. Этим духовным упадком воспользовались лица циничные и безответственные, привыкшие манипулировать людскими душами и судьбами. С приходом В.Путина к власти в 2000 году поиск идеологических рычагов получил новое направление. Нужно было создать целую государственную идеологию заново.

    Тогда каким-то непостижимым для меня способом обратились к национализму. Непостижимым потому, что логики в этом еще меньше, чем в государственном капитализме от Троцкого до Путина, или в московско-патриархийном псевдо-православии от митр.Сергия до Кирилла Гундяева.

    Как бы во мгновение ока все эти коммунисты, чекисты, сотрудники разведки и контрразведки, милицейские чины, идеологи-публицисты, работники райкомов и обкомов КПСС оказались как верующими, так и русскими националистами. Без Христа, без полной и самоотверженной отдаче самих себя на волю Его, без исполнения Его заповедей.

    Но мы-то понимаем, что в этом случае всего-навсего разыгрывается крапленая «русская карта». Их много в колоде безбожных мошенников и преступных элементов, захвативших власть в России. Так, ранее были разыграны карты «свободы, равенства и братства». Потом сыграли на  картах «советской власти», «социалистического отечества», которых никогда не было в истории русского народа, потом - «коллективизации», «индустриализации», «борьбы с врагами народа». Потом была вброшена карта особой социальной общности - «советский народ», потом - карты «перестройки», «экономических реформ» и теперь вот - карта «возрождения России».

    На нашей памяти, исторически совсем не так давно, «русская карта» была разыграна в РПЦЗ. После кончины Митрополита Св.Филарета (Вознесенского) в 1985 году в церкви началось насаждение совершенно ложной системы ценностей. Православие стало отождествляться с русскостью, и наоборот. Это нравилось многим старикам, которые потеряли всякую надежду на возрождение России на духовных основаниях. Теперь же им стали внушать: там, в России, идет национальное возрождение, русские подымаются с колен, даже в высшем эшелоне КПСС, в органах КГБ есть русская прослойка, достойные люди, такие же, как вы.

    Тогда, во второй половине 1980-х и в начале 1990-х, мало кто понимал пагубность этого пути. Все были одержимы призрачным видением, будто бы «коммунизм рухнул», совершенно не понимая природы власти на земле. Некоторые представители РПЦЗ отправились в бывший СССР, чтобы не пропустить свой шанс в националистическом движении - возрождать русскую нацию. Заметим, возрождать нацию, как таковую, но не веру в Бога! Для этих клириков вера была чем-то вроде инструмента, которым они пытались удовлетворить свои тщеславные помыслы. При этом, конечно, мало кто вспоминал, что подобное явление уже было в истории Церкви.

    В 1872 году, в связи с событиями в Болгарии, тогда еще области Оттоманской Империи,  Константинополь осудил так называемую ересь «филетизма». Заключалась она в том, что болгары, на волне национально-освободительных настроений, объявили, что создают свою автокефальную церковь, где все будет по-болгарски. Священники и иерархи должны быть болгарами, язык церковно-служения - болгарский, болгарские изменения в церковном порядке должны получать как бы каноническое обоснование. То есть болгары отлагались от Константинополя по национальным критериям.

    Константинопольский Собор, проходивший в сентябре 1872 года под председательством патриарха Анфима Шестого, осудил эту раскольническую практику. Церковь Христова стоит над родо-племенными разделами, над национальными интересами. Ибо сказано св.Апостолом Павлом, что пред лицем Господа «несть ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Посл. К Колосянам 3, 11). Болгарская церковь была объявлена расколом и Константинополь прервал с болгарами церковное общение на многие десятилетия.

    «Филетизм» (или еще его называют «этно-филетизм») - это церковно-подобное воплощение светского национализма. Как национализм, в некоторые моменты истории поддерживающий мирские устремления племен и народов, филетизм отвечает устремлениям мирским, плотским, например, соблазну власти, объединения по крови, по расе, по языку, культуре - но не в Господе. При этом, как правило, отрешаются старого, исконнего, утвержденного подвигом угодников и мучеников, выверенного столетиями.

    Например, уже не раз мы видели, как славянские народности в своих филетических поползновениях отвергают церковный язык, то есть церковно-славянский, питавший и до сих пор питающий языковую культуру и вероисповедную основу наших народов. Они прибегают к переводам на современный русский, болгарский, украинский, белорусский и т.д. Потери при этом поражают любого, кто знаком с источником, с языком наших праотцев.

    Но что же произошло в РПЦЗ?

    Те клирики, которые отправились «искать счастья» в России, искренне или лицемерно полагая, что они окажут влияние на националистические круги, привнесут благодатную силу в группировки, для которых вера была всего лишь инструментом в борьбе за власть, быстро испытали разочарование. Марши, парады, акции с выбрасыванием в нацистском приветствии рук, нацистская символика и риторика в той же «Памяти» никак не совмещались с Христовым деланием.

    Разочаровавшись, клирики либо сами вернулись на Запад, где им было так удобно и привычно быть православными. Либо их отозвали и даже слегка пожурили за то, что они связались с экстремистами от политики. Однако они не осмелились сказать правду о пагубности филетического пути. Они продолжали утверждать, что они - националисты и это самое главное в их «борьбе за новую Россию». То есть, они же за кулисами синодальной политики продолжали однажды взятую еретическую линию на «филетизм».

    Все 90-е годы прошлого столетия сам Синод РПЦЗ и его идеологические центры оставались на позициях, что православные - это именно русские, а не те верующие, которые любят Бога и ближних своих, по Его наиглавнейшим заповедям. Наша старая русская эмиграция, доверчиво прислушивалась к этим ласкающим слух словам и… попала в ловушку, которая захлопнулась в 2007 году. Имеется в виду так называемое «объединение церквей».

    Верующие РПЦЗ потянулись к России, к русскому народу, желая, наконец, воссоединиться с ним. Но оказались в еретическом сообществе Московской патриархии, созданной по приказу И.Сталина в 1943 году, в нарушение церковных канонов. РПЦЗ, возглавляемая на тот момент в 2007 году митр.Лавром (Шкурлой), также попала под собственную анафему 1983 года - анафему экуменизму, или «ереси ересей», как ее называл Св.Филарет (Вознесенский).

    То, чего старая Белая эмиграция боялась и избегала все десятилетия, а именно, уклониться с пути спасения, произошло. Десятки тысячи людей теперь приняли экуменическую ересь - были вынуждены принять вместе с архиереями Синода РПЦЗ. Вместе с нею они приняли ущербную и погибельную идеологию, навязываемую им Московской патриархией, идеологию ложного объединения всех не на основе Истины Христовой, а в силу мирских, земных, политических, экономических, гуманистических устремлений.

    Задолго до этого, еще в 1971 году протопресвитер Георгий Граббе, будущий Епископ Григорий, писал: «…посколько экуменизм ищет объединения на минимуме исповедания и духовности, постолько Православие, напротив, максималистично». Этой максималистичности Православия как раз боятся массы тепло-хладной так называемой «русской» эмиграции, для которых исповедание - дань моде, дань привычке, дань тщеславному самоутвержению.

    У меня остаются вопросы: объединившись со лже-церковью Московской патриархии, нашли ли эти старики, их дети и внуки подлинную Россию, настоящую Церковь, тот народ, который всегда жил в их сердцах, в их исторической памяти? Вернулись ли они на родину, как мечтали их деды и прадеды? Оказались ли они в своей родной среде? Осуществили ли они свою мечту - возродить Россию их предков?

    Ответ на все вопросы один - нет. Я много общался с такими стариками и их детьми, внуками, уже родившимися вне России, но трепетно ждавшими воссоединения с родиной. Что же оказалось? Некоторые обнаружили в современной России возможность поправить свое материальное положение. Они устроились в банках и финансовых корпорациях, имеющих свои бизнес-интересы в той стране.

    Другие ездили туристами, и даже неоднократно, но отчего-то всегда возвращались назад, в Америку, в Канаду, во Францию, Италию, Аргентину. Есть даже такие, кто взял российский паспорт, но сохранил при этом паспорт страны рождения. Почему? Потому что в глубине души они понимают, что современная Россия - это не та подлинная, сказочная, боголюбивая Россия, которая жила в памяти их отцов, дедов и прадедов.

    Многие из них поняли, что народ, населяющий современную Россию, совсем не их родной народ. Что в церковь там ходят два-три человека из ста. Что так называемое «воцерковление» для них это всего лишь мода времени. Пройдет мода, и забудется «воцерковление». Что сама Московская патриархия - всего лишь бизнес-проект, дающий возможность обогащаться немногим за счет других, обманутых. Что сама православная культура там сошла на нет. Что даже язык, который они сами благоговейно сохраняли здесь, на чужбине, там более не в ходу. Потому что советчина вытравила богатейший, прекрасный русский язык из народа.

    Для многих из старых зарубежников это было крахом всех надежд и мечтаний. Потому что они забыли о простой истине: для православного человека родина - это Христос. Братья и сестры - это ближние, верующие в Господа. Нация для нас - это все, объединенные единым стремлением к Иисусу-Спасителю, вне зависимости, родился ли ты на Украине или в России, в Германии или Америке, в Китае или Греции.

    На земле мы все в изгнании. Греховной природой своей мы от рождения отторжены от Бога, но по благодати Господней мы имеем возможность спасения, то есть воссоединения с Ним для жизни вечной. Мы сами выбираем путь к спасению, по нему мы и должны идти, принимая добровольно и страдания, и тяготы, и саму смерть, понимая и веря всем своим существом, что воскреснем.

    Однако воскресение наше никак не связано с территорией, со страной, областью, или континентом, где мы живем. Спасение наше во Христе обусловлено только одним - верой в Него. «Азъ есмь путь, истина и животъ, - говорит сам Господь. - Никто же приидет ко Отцу токмо Мною» (Ин, 14: 6).

    Те лукавые, которые перевернули христианское учение, говоря, будто путь ко спасению - это единение со своей нацией, с родиной, со страной, с Московской патриархией, они повели тысячи людей путем погибели. Они отравили паству еретическим этно-филетизмом, уводя от спасительной веры в Иисуса.

    Как это ни парадоксально звучит, но объединением с МП РПЦ, истово и безстыдно исповедующей экуменизм, лукавнующие из Синода РПЦЗ привели свою паству от национализма к… левацкому интернационализму, тому, который был ненавистен их славным предкам, Белым Воинам.

    Тот же еп.Григорий (Граббе) в своем докладе «Тайна беззакония в действии», прочитанного на Архиерейском соборе РПЦЗ в 1983 году, совершенно промыслительно указывал на связь между «национализмом» и ереси экуменизма с его интернационализмом:

    «На Востоке слишком привыкли идти за Константинополем. В этом видят верность греческой национальной идее (выделено мной, - Автор), и некоторые там могут устремляться в экуменизм, не задумываясь, куда это ведет.

    Способствует этому и Москва, которая усвоила экуменизм для экспорта не меньше Константинополя, но снабдила его еще «богословским» обоснованием социальных революций и созданием коммунистического интернационала, как якобы несущаго с собою земной рай и объединение всего человечества в единый сверх-церковный организм».

    Между прочим,  Константинополь, став в ХХ веке экуменическим, безо всяких проблем в 1945 году принял в общение и «национальную» Болгарскую церковь, которую ранее определил как раскольную из-за ереси филетизма.    Церковные историки указывают на роль Московской патриархии в этом явлении - именно «красная церковь», тесно связанная с безбожным государством СССР и выполняющая все задания коммунистов, ходатайствовала перед Вселенским патриархом Вениамином о благополучном решении вопроса. И вопрос был разрешен.

    Странно ли сегодня наблюдать полное духовное разстройство в приходах и общинах РПЦЗ-Л, окончательное забвение прихожанами заветов отцов, резкое отторжение их от исторической России - от Святой Руси?

    Нет, ничего в этом нет странного. Это закономерно - ересь экуменизма родилась в левацком обновленчестве, в желании людей, одурманенных и поддавшихся соблазнам мира, поколебать мироздание, сотворенное Господом, разрушить Церковь Христову и выстроить царство сына погибели - Антихриста.

    Вот почему собственно русскости в этих приходах и общинах больше нет и в помине. Еретики по смыслу своему и моральному упадку все интернациональны.

    Те же из православных зарубежников, кто остался верен заветам своих церковных столпов, Блаженнейших Первоиерархов Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), Святителя Филарета (Вознесенского), благочестивейших духовных наставников и вождителей: Святителя Иоанна Сан-Францисского, архиеп.Никона (Рклицкого), архиеп.Аверкия (Таушева), архиеп. Андрея (Рымаренко), еп. Григория (Граббе), о.Константина (Зайцева), о.Серафима (Роуза) и многих других, - именно они, сохранив в сердцах Истину Христову, остались настоящими русскими православными людьми.

    Точно так же истинно русскими людьми остаются те страждущие во имя Христово и не поклоняющиеся Велиару в современной России, я имею в виду наших братьев и сестер в Российской Православной Церкви, многие из которых  ушли снова в Катакомбы или готовы уходить в потайное убережение церковных и духовных основ.

    Всем ныне известно, как безбожное государство притесняет нашу Церковь, захватывает наши храмы, клевещет на наших пастырей и верующих, возбуждает через подконтрольные ему СМИ религиозную вражду, потакает экстремистским организациям и отдельным лицам в травле прихожан и священноначалия. Всем известно, до какого абсурда в гонениях на нашу Церковь дошло безбожное государство в РФ, объявив своей собственностью мощи святых преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских, посылая на церковный люд, на десяток престарелых верующих, отряд вооруженных полицейских.

    Но православный народ стоит в Истине, и Господь воздаст им по вере их, как воздал Он, - нет в том никакого сомнения, - тысячам и тысячам новомученников российских, принявших тяжелые испытания, страдавших от гонений и выдержавших муки во имя Христа.

    В эти дни, в последние дни Великого Поста, в ожидании Святой Пасхи, будем помнить о настоящем предназначении Церкви Христовой. Ею и через Нея мы спасаемся и возрождаемся для жизни вечной. Достоинство же истинно-православного христианина в любви к Богу, принявшему саму смерть на Кресте во спасение рода человеческого, и в любви к ближним своим, к тем малым, которым мы даем хлеб, когда они голодны, воды - когда они жаждут, отдаем рубашку, если они наги, даем приют, когда они бездомны, посещаем и помогаем им, когда они больны, идем к ним в темницу, когда они осуждены власть предержащими.

    И мы не спрашиваем, какой они национальности. Они - те из меньших братьев, которые верят в Него, и в этом немногом, что мы можем сделать для них, и есть залог нашего спасения во Христе.

    Аминь!


На Вербное Воскресение,
22 марта/ 5 апреля 2015
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments